Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Тульского областного суда от 15.12.2014 по делу N 3-47/2014 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 8 Порядка предоставления субсидий из бюджета Тульской области транспортным организациям на возмещение затрат или недополученных доходов, возникающих при перевозке пассажиров и багажа с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок в результате регулирования тарифов на регулярные перевозки на пригородных и межмуниципальных маршрутах в Тульской области, утв. Постановлением правительства Тульской области от 05.05.2012 N 173 >



ТУЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 15 декабря 2014 г. по делу № 3-47/2014

Тульский областной суд в составе:
председательствующего Старцевой Т.Г.,
с участием прокурора Михалевой Л.В.,
при секретаре Гукиной О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 3-47/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тульская транспортная компания" о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 8 Порядка предоставления субсидий из бюджета Тульской области транспортным организациям на возмещение затрат или недополученных доходов, возникающих при перевозке пассажиров и багажа с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок в результате регулирования тарифов на регулярные перевозки на пригородных и межмуниципальных маршрутах в Тульской области, утвержденного Постановлением правительства Тульской области № 173 от 05.05.2012 года (в редакции Постановления правительства Тульской области от 21.10.2014 года № 519),

установил:

05.05.2012 года правительством Тульской области было принято Постановление № 173 "Об утверждении Порядков предоставления субсидий из бюджета Тульской области транспортным организациям на возмещение затрат или недополученных доходов, возникающих при перевозке пассажиров и багажа с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок в результате регулирования тарифов на регулярные перевозки на пригородных и межмуниципальных маршрутах в Тульской области и реализации единого месячного проездного билета для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и реализации единого месячного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области".
21.10.2014 года правительством Тульской области принято Постановление № 519, в соответствии с которым Порядок предоставления субсидий из бюджета Тульской области транспортным организациям на возмещение затрат или недополученных доходов, возникающих при перевозке пассажиров и багажа с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок в результате регулирования тарифов на регулярные перевозки на пригородных и межмуниципальных маршрутах в Тульской области, утвержденный Постановлением правительства Тульской области № 173 от 05.05.2012 года (приложение № 1), дополнен пунктом 8 следующего содержания: "при недостаточности бюджетных ассигнований для предоставления субсидий всем перевозчикам субсидии пропорционально уменьшаются".
Общество с ограниченной ответственностью "Тульская транспортная компания" (далее - ООО "Тульская транспортная компания") обратилось в Тульский областной суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 8 Порядка предоставления субсидий из бюджета Тульской области транспортным организациям на возмещение затрат или недополученных доходов, возникающих при перевозке пассажиров и багажа с посадкой и высадкой пассажиров, только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок в результате регулирования тарифов на регулярные перевозки на пригородных и межмуниципальных маршрутах в Тульской области (приложение № 1 к Постановлению правительства Тульской области № 173 от 05.05.2012 года (в редакции Постановления правительства Тульской области от 21.10.2014 года № 519), с момента издания ввиду его противоречия, по мнению заявителя, положениям статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статье 16, пункту 5 статьи 790, статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Полагает, что оспариваемая норма нарушает право общества на возмещение в полном объеме фактически понесенных убытков от государственного регулирования тарифов на регулярные перевозки на пригородных и межмуниципальных маршрутах в Тульской области.
Кроме того, по мнению заявителя, указанная норма не отвечает требованиям формальной определенности, является коррупциогенной и противоречит положениям статьи 6 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", части 2 статьи 1 Федерального закона от 17.07.2009 года № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".
В судебном заседании представители заявителя по доверенностям Алпатов Р.А. и Одаев Р.Х. заявленные ООО "Тульская транспортная компания" требования поддержали в полном объеме по тем же основаниям и просили их удовлетворить.
Представитель правительства Тульской области по доверенности Коробкова А.В. с заявленными требованиями не согласилась, считая их необоснованными, указав, что оспариваемое заявителем в части Постановление принято правительством Тульской области в пределах его компетенции, с соблюдением установленной процедуры, федеральному законодательству не противоречит и права заявителя не нарушает, в связи с чем в удовлетворении заявления просила отказать.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, пояснения главного бухгалтера министерства транспорта и дорожного хозяйства правительства Тульской области Киселевой О.И., привлеченной в качестве специалиста, исследовав письменные доказательства по делу, заслушав заключение прокурора Михалевой Л.В., полагавшей заявленные требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно подпункту 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения, в том числе автомобильным транспортом, в межмуниципальном и пригородном сообщении.
На территории Тульской области отношения, связанные с организацией транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на пригородных и межмуниципальных маршрутах в Тульской области, регулируются Законом Тульской области от 24.07.2006 года № 728-ЗТО "Об организации обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на пригородных и межмуниципальных маршрутах в Тульской области" (в редакции от 17.12.2012 года).
В соответствии с частью 2 статьи 3-1 указанного Закона возмещение перевозчикам затрат или недополученных доходов, возникающих при перевозке пассажиров и багажа с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок в результате предоставления льгот отдельным категориям граждан по оплате услуг общественного транспорта, регулирования тарифов на регулярные перевозки на пригородных и межмуниципальных маршрутах, осуществляется в порядке, определяемом правительством Тульской области, в пределах средств, предусмотренных федеральным бюджетом и бюджетом Тульской области.
Согласно статье 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление бюджетных средств юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам осуществляется в форме субсидий.
На основании пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 этой же статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Статьей 7 Закона Тульской области от 09.12.2013 года № 2042-ЗТО "О бюджете Тульской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" установлено, что субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров (работ, услуг), предусмотренные настоящим законом, предоставляются в случае и в порядке, установленных правительством области.
В силу статей 8, 33, 34 Устава (Основного Закона) Тульской области правительство Тульской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Тульской области.
В соответствии с положениями статьи 12 Закона Тульской области "О системе органов исполнительной власти Тульской области" от 01.09.2011 года № 1637-ЗТО (с последующими изменениями и дополнениями) правительство Тульской области в пределах своих полномочий издает постановления и распоряжения. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений правительства Тульской области. Постановления и распоряжения правительства Тульской области подписываются первым заместителем губернатора Тульской области - председателем правительства Тульской области.
Пунктом 5.1.5 Инструкции по делопроизводству в органах исполнительной власти и аппарате правительства Тульской области, утвержденной Указом губернатора Тульской области от 24.08.2012 года № 103, предусмотрено, что акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус органов исполнительной власти, организаций, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования.
Согласно пункту 2 Постановления правительства Тульской области от 17.02.2014 года № 61 "Об источниках официального опубликования нормативных правовых актов и иной официальной информации правительства Тульской области и органов исполнительной власти Тульской области" официальным опубликованием нормативных правовых актов и иной официальной информации правительства Тульской области и органов исполнительной власти Тульской области является публикация их полных текстов в газете "Тульские известия" и (или) размещение (опубликование) в сетевом издании "Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - http://npatula.ru, сетевом издании "Официальный интернет-портал правовой информации" - www.pravo.gov.ru.
Установленные приведенными выше правовыми нормами полномочия высшего исполнительного органа государственной власти Тульской области реализованы путем принятия правительством Тульской области Постановления от 05.05.2012 года № 173 "Об утверждении Порядков предоставления субсидий из бюджета Тульской области транспортным организациям на возмещение затрат или недополученных доходов, возникающих при перевозке пассажиров и багажа с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок в результате регулирования тарифов на регулярные перевозки на пригородных и межмуниципальных маршрутах в Тульской области и реализации единого месячного проездного билета для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и реализации единого месячного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области".
Указанное Постановление официально опубликовано 11.05.2012 года в газете "Тульские известия" № 65 и согласно пункту 5 данного нормативного правового акта вступило в силу со дня опубликования.
Оспариваемые заявителем положения пункта 8 Порядка предоставления субсидий из бюджета Тульской области транспортным организациям на возмещение затрат или недополученных доходов, возникающих при перевозке пассажиров и багажа с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок в результате регулирования тарифов на регулярные перевозки на пригородных и межмуниципальных маршрутах в Тульской области (приложение № 1 к Постановлению правительства Тульской области № 173 от 05.05.2012 года) - действуют в редакции Постановления правительства Тульской области от 21.10.2014 года № 519.
Постановление правительства Тульской области от 21.10.2014 года № 519 подписано первым заместителем губернатора Тульской области, официально опубликовано 23.10.2014 года в сетевом издании "Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - http://npatula.ru и в соответствии с его правовой нормой (пунктом 2) вступило в силу со дня официального опубликования.
Изложенное свидетельствует о том, что оспариваемое заявителем в части Постановление правительства Тульской области от 05.05.2012 года № 173 (в редакции Постановления правительства Тульской области от 21.10.2014 года № 519) принято компетентным органом в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов, порядка принятия, правил введения в действие и опубликования, установленных статьей 34 Устава (Основного Закона) Тульской области, статьей 22 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разделом 5 Инструкции по делопроизводству в органах исполнительной власти и аппарате правительства Тульской области, утвержденной Указом губернатора Тульской области от 24 августа 2012 года № 103, с изменениями и дополнениями, действующими на момент принятия оспариваемого заявителем нормативного правового акта, а также в соответствии с Законом Тульской области "О системе органов исполнительной власти Тульской области" от 01.09.2011 года № 1637-ЗТО.
Правомочность органа, принявшего вышеупомянутое Постановление, а также соблюдение установленной законом процедуры его принятия, правил введения в действие и опубликования, заявителем в ходе судебного разбирательства не оспаривались.
Проверяя содержание пункта 8 Порядка предоставления субсидий из бюджета Тульской области транспортным организациям на возмещение затрат или недополученных доходов, возникающих при перевозке пассажиров и багажа с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок в результате регулирования тарифов на регулярные перевозки на пригородных и межмуниципальных маршрутах в Тульской области (Приложение № 1 к Постановлению правительства Тульской области от 05.05.2012 года № 173 в редакции Постановления правительства Тульской области от 21.10.2014 года № 519) на предмет соответствия его федеральному законодательству, суд приходит к следующему.
Пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе, цели, условия и порядок предоставления субсидий.
Как видно из Постановления правительства Тульской области от 05.05.2012 года № 173 (в редакции Постановления правительства Тульской области от 21.10.2014 года № 519), оно определяет цели, условия и порядок предоставления субсидий из бюджета Тульской области транспортным организациям на возмещение затрат или недополученных доходов, возникающих, в том числе, при перевозке пассажиров и багажа с посадкой и высадкой пассажиров, только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок в результате регулирования тарифов на регулярные перевозки на пригородных и межмуниципальных маршрутах в Тульской области.
В силу пункта 4 Порядка предоставления субсидий из бюджета Тульской области транспортным организациям на возмещение затрат или недополученных доходов, возникающих при перевозке пассажиров и багажа с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок в результате регулирования тарифов на регулярные перевозки на пригородных и межмуниципальных маршрутах в Тульской области (приложение № 1 к названному Постановлению правительства Тульской области) субсидии транспортным организациям предоставляются уполномоченным органом в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета Тульской области в пределах средств, предусмотренных в законе о бюджете Тульской области на соответствующий год и плановый период, что согласуется с положениями части 2 статьи 3-1 Закона Тульской области от 24.07.2006 года № 728-ЗТО "Об организации обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на пригородных и межмуниципальных маршрутах в Тульской области".
Осуществление субсидирования перевозчиков за выполненную транспортную работу в пределах средств, предусмотренных в бюджете Тульской области, предусмотрено и пунктами 5.2 договоров об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа на пригородных и межмуниципальных маршрутах в Тульской области, заключенных между министерством транспорта и дорожного хозяйства правительства Тульской области и ООО "Тульская транспортная компания" на период с 12.05.2013 года по 31.12.2014 года.
При этом, как следует из оспариваемого заявителем в части Постановления правительства Тульской области от 05.05.2012 года № 173 (в редакции Постановления правительства Тульской области от 21.10.2014 года № 519), оно принято в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям статей 1, 3, 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принятые в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, регулируют бюджетные правоотношения.
Анализ приведенных выше правовых норм в их системной взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что предметом правового регулирования, установленного оспариваемым заявителем пунктом 8 Порядка предоставления субсидий транспортным организациям (Приложение № 1 к Постановлению правительства Тульской области от 05.05.2012 года № 173 в редакции Постановления правительства Тульской области от 21.10.2014 года № 519) являются бюджетные отношения, возникающие между участниками бюджетного процесса в лице министерства транспорта и дорожного хозяйства правительства Тульской области как главного распорядителя средств областного бюджета, выделенных в виде субсидий транспортным организациям, (уполномоченного органа) и министерства финансов Тульской области как финансового органа.
При таких обстоятельствах доводы заявителя о противоречии оспариваемых положений требованиям пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации являются несостоятельными, поскольку названной нормой федерального законодательства регулируются отношения, связанные с определением объема прав перевозчиков на возмещение потерь в доходах, возникших в результате регулирования тарифов, а не отношения между участниками бюджетного процесса на уровне субъекта Российской Федерации.
Дополняя Порядок предоставления субсидий транспортным организациям оспариваемым заявителем пунктом 8, правительство Тульской области реализовало предусмотренные статьей 78 Бюджетного кодекса РФ полномочия по установлению условий и порядка предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации, руководствуясь при этом закрепленными статьями 28, 33, 34 Бюджетного кодекса РФ принципами адресности, целевого характера, сбалансированности и эффективности использования бюджетных средств при исполнении бюджета Тульской области участниками бюджетного процесса.
Таким образом, оспариваемое заявителем в части Постановление правительства Тульской области от 05.05.2012 года № 173 (в редакции Постановления правительства Тульской области от 21.10.2014 года № 519) не является нормативным правовым актом, устанавливающим или изменяющим расходные обязательства Тульской области по предоставлению субсидий транспортным организациям в связи с государственным регулированием тарифов на регулярные перевозки на пригородных и межмуниципальных маршрутах в Тульской области, а направлено на обеспечение исполнения указанных расходных обязательств в рамках бюджетного процесса, в связи с чем права перевозчиков на получение возмещения затрат или недополученных доходов в результате регулирования указанных тарифов не ограничивает, и основанием для отказа в финансировании этого расходного обязательства в полном объеме служить не может.
Что касается ссылки ООО "Тульская транспортная компания" на неполное возмещение фактически понесенных им убытков, связанных с государственным регулированием тарифов на регулярные перевозки на пригородных и межмуниципальных маршрутах в Тульской области, то в силу вышеизложенного о противоречии оспариваемого постановления нормам законодательства, имеющего большую юридическую силу, включая положения статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, она не свидетельствует, а вопрос о компенсации обществу вышеупомянутых убытков может быть предметом рассмотрения в порядке искового производства.
Проверяя доводы заявителя о несоответствии пункта 8 Порядка предоставления субсидий из бюджета Тульской области транспортным организациям (Приложение № 1 к Постановлению правительства Тульской области от 05.05.2012 года № 173 в редакции Постановления правительства Тульской области от 21.10.2014 года № 519), требованиям формальной определенности, о его коррупциогенности и противоречии положениям статьи 6 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", части 2 статьи 1 Федерального закона от 17.07.2009 года № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 25 апреля 1995 г. № 3-П, от 15 июля 1999 г. № 11-П, от 11 ноября 2003 г. № 16-П и от 21 января 2010 г. № 1-П, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями. Неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения, а значит - к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом.
Статья 6 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" предусматривает, что профилактика коррупции осуществляется путем применения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 17.07.2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Подпунктами "а", "б", "в", "ж" пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы, на которые ссылается заявитель, определено, что коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения (широта дискреционных полномочий); диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций (определение компетенции по формуле "вправе"); возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления, их должностных лиц (выборочное изменение объема прав); отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка (отсутствие или неполнота административных процедур).
Между тем, предусмотренное в пункте 8 Порядка предоставления субсидий из бюджета Тульской области транспортным организациям (Приложение № 1 к Постановлению правительства Тульской области от 05.05.2012 года № 173 в редакции Постановления правительства Тульской области от 21.10.2014 года № 519) пропорциональное уменьшение субсидий при недостаточности бюджетных ассигнований для предоставления субсидий всем перевозчикам, с учетом анализа положений пунктов 2, 3, 4, 5 и 10 названного Порядка не свидетельствует о том, что указанное правовое регулирование является неопределенным, трудновыполнимым и (или) обременительным и создает условия для проявления коррупции.
Принимая во внимание, что сама процедура предоставления субсидий детально регламентирована вышеназванным Порядком (в частности, пункт 2 указывает цели предоставления субсидий, в пункте 3 названы получатели субсидий, пункт 4 определяет порядок предоставления субсидий уполномоченным органом; пункт 5 устанавливает механизм определения размера субсидий; пункт 10 предусматривает конкретные сроки для рассмотрения документов о предоставлении субсидий и для их перечисления транспортным организациям) и носит периодичный характер (ежемесячная выплата на основании представленных подтверждающих документов), доводы заявителя о том, что пункт 8 Порядка не отвечает требованиям формальной определенности, не соответствуют обстоятельствам дела.
При этом, учитывая, что согласно указанному выше Порядку субсидия предоставляется транспортным организациям на возмещение затрат или недополученных доходов (пункты 2, 3, 5), то есть представляет собой форму компенсации понесенных перевозчиками убытков вследствие государственного тарифного регулирования на регулярные перевозки, суд приходит к выводу о том, что пропорциональное уменьшение предоставления субсидий всем перевозчикам при недостаточности бюджетных ассигнований подразумевает под собой уменьшение такого возмещения за отчетный период пропорционально понесенным за это время каждой транспортной организацией, имеющей право на получение субсидий из бюджета Тульской области в соответствии с заключенными договорами об организации регулярных перевозок, затратам (недополученным доходам) и количеству оставшихся для возмещения таких затрат (недополученных доходов) периодов (месяцев) до конца года - применительно к оставшемуся в бюджете Тульской области объему финансирования на эти цели.
Правильность такого толкования подтверждается объяснениями представителя заинтересованного лица, письменным сообщением от 08.12.2014 года № 22-01-15/3733 министерства транспорта и дорожного хозяйства правительства Тульской области - разработчика проекта оспариваемого нормативного акта, а также показаниями представителя указанного органа, Киселевой О.И., допрошенной судом в качестве специалиста, и какого-либо иного толкования данного положения из его содержания не вытекает.
Такое правовое регулирование не может расцениваться как допускающее необоснованную широту дискреционных полномочий для правоприменителя при решении вопроса о предоставлении субсидий, и как ущемляющее права транспортных организаций, поскольку условий для создания преимуществ или необоснованного установления исключений из общего порядка для отдельных перевозчиков оно не создает.
Ссылка ООО "Тульская транспортная компания" на отсутствие в указанном выше Порядке данных о способе информирования перевозчиков о пропорциональном уменьшении предоставления субсидий в случае недостаточности бюджетных средств о неопределенности оспариваемой нормы свидетельствовать не может, так как доведение указанной информации до сведения транспортных организаций непосредственно к механизму осуществления бюджетных отношений по предоставлению субсидий не относится, а по существу имеет уведомительный характер, в связи с чем возможно любым отвечающим этим целям способом, в том числе и путем указания на это в актах сдачи-приемки оказанных услуг, как это имело место в данном случае.
Что касается утверждения заявителя о противоречии пункта 8 названного Порядка положениям статей 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, то оно является несостоятельным, поскольку указанные нормы, определяя порядок возмещения убытков, причиненных незаконными действиями государственных органов и органов местного самоуправления, рассматриваемые правоотношения не регулируют.
Не установлено в процессе судебного разбирательства противоречия оспариваемой ООО "Тульская транспортная компания" нормы и какому-либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Таким образом, поскольку региональный нормативный правовой акт издан органом государственной власти в пределах нормотворческой компетенции, в оспариваемой части федеральному законодательству не противоречит и права заявителя на полное возмещение убытков не нарушает, правовых оснований для удовлетворения заявленных требований о признании пункта 8 Порядка предоставления субсидий из бюджета Тульской области транспортным организациям на возмещение затрат или недополученных доходов, возникающих при перевозке пассажиров и багажа с посадкой и высадкой пассажиров, только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок в результате регулирования тарифов на регулярные перевозки на пригородных и межмуниципальных маршрутах в Тульской области, утвержденного Постановлением правительства Тульской области № 173 от 05.05.2012 года (в редакции Постановления правительства Тульской области от 21.10.2014 года № 519), противоречащим федеральному законодательству и недействующим не имеется.
Руководствуясь статьями 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

заявление общества с ограниченной ответственностью "Тульская транспортная компания" о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 8 Порядка предоставления субсидий из бюджета Тульской области транспортным организациям на возмещение затрат или недополученных доходов, возникающих при перевозке пассажиров и багажа с посадкой и высадкой пассажиров, только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок в результате регулирования тарифов на регулярные перевозки на пригородных и межмуниципальных маршрутах в Тульской области, утвержденного Постановлением правительства Тульской области № 173 от 05.05.2012 года (в редакции Постановления правительства Тульской области от 21.10.2014 года № 519), - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий
Т.Г.СТАРЦЕВА


------------------------------------------------------------------