Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Тульской городской Думы от 23.04.2014 N 74/1698 "Отчет главы муниципального образования город Тула о работе за 2013 год"



ТУЛЬСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
4-го созыва
74-е заседание

РЕШЕНИЕ
от 23 апреля 2014 г. № 74/1698

ОТЧЕТ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ТУЛА
О РАБОТЕ ЗА 2013 ГОД

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом муниципального образования город Тула, заслушав и обсудив отчет Главы муниципального образования город Тула А.Е. Прокопука о работе за 2013 год, Тульская городская Дума решила:
1. Принять к сведению отчет Главы муниципального образования город Тула о работе за 2013 год (приложение).
2. Опубликовать настоящее решение в общественно-политической региональной газете "Тула" и разместить на официальном сайте Тульской городской Думы в сети "Интернет".
3. Решение вступает в силу со дня его принятия.

Глава муниципального
образования город Тула
А.Е.ПРОКОПУК





Приложение
к решению Тульской
городской Думы
от 23.04.2014 № 74/1698

ОТЧЕТ
ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ТУЛА
О РАБОТЕ ЗА 2013 ГОД

Отчет о работе Главы муниципального образования город Тула вносится в соответствии с Уставом муниципального образования город Тула.
2013 год стал прорывным по многим сферам социально-экономического развития города Тулы. Благодаря конструктивному взаимодействию Тульской городской Думы с администрацией муниципального образования город Тула, серьезной системной поддержке со стороны губернатора Тульской области Владимира Сергеевича Груздева, регионального правительства и депутатов Тульской областной Думы реализован ряд масштабных проектов.
Главная задача, поставленная перед органами местного самоуправления, - сделать Тулу современным, динамично развивающимся городом, комфортным для проживания. Такой вектор определен на региональном уровне. В соответствии с данной концепцией и была выстроена работа городской власти в 2013 году. Основные усилия были направлены на совершенствование нормативной правовой базы муниципального образования, осуществление контроля за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами полномочий по решению вопросов местного значения, реализацией муниципальных программ и планов. Проблемы, возникавшие в жизни города, тщательно прорабатывались на временных рабочих группах, обсуждались в постоянных комиссиях, на заседаниях Тульской городской Думы. Достигнутые результаты и показатели отражены в представленном отчете, параллельно в нем обозначены перспективы на ближайшие годы.

Стратегия развития города

Концептуальные подходы к формированию новых стандартов качества жизни нашли отражение в Стратегии социально-экономического развития города Тулы на период до 2018 года и на перспективу до 2030 года. Ее целями являются обеспечение реализации экономического, научного и культурного потенциала, создание условий для опережающего роста реального сектора экономики.
В 2013 году велась активная работа по формированию ключевых направлений данного документа. При участии Штаба стратегического развития города Тулы и широкого круга общественности, включая представителей экспертного сообщества, проведен анализ социально-экономического потенциала муниципалитета, определены ключевые направления реализации Стратегии. Начиная с сентября 2013 года прошло 11 заседаний Штаба, в которых приняли участие более 200 экспертов. Работа велась по всем направлениям - промышленность, культура, спорт, ЖКХ, градостроительство, дорожное хозяйство, здравоохранение, образование, предпринимательство. В своих докладах эксперты пытались отразить все "болевые точки", определить пути решения проблем и перспективы развития каждой отрасли. Стратегия получила название "Тула - город для человека", что отражает главную идею концепции. В рамках Стратегии будет создан ряд программ на краткосрочную и долгосрочную перспективу. В мае 2014 года рамочный документ будет вынесен на публичные слушания, а затем, с учетом мнения туляков, будет представлен депутатам Тульской городской Думы.
Еще одно важное направление, по которому велась системная работа, - внесение изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования город Тула.
В городе Туле на сегодняшний день принята основная градостроительная документация, предусмотренная действующим законодательством:
- Генеральный план МО город Тула, утвержденный решением Тульской городской Думы от 20.06.2007 № 32/676 (со сроком реализации до 2025 г.):
- Правила землепользования и застройки муниципального образования город Тула, утвержденные решением Тульской городской Думы от 25.03.2009 № 65/1406.
Указанные документы позволяют осуществлять деятельность по развитию города в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений.
Однако за время, прошедшее после утверждения Генерального плана и Правил землепользования и застройки, на федеральном и региональном уровне были приняты новые нормативные правовые акты. Например, Методические рекомендации по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утвержденные Приказом Минрегиона РФ от 26.05.2011 № 244; региональные нормативы градостроительного проектирования, утвержденные Постановлением правительства Тульской области от 03.09.2012 № 492, которые требуют соответствующей корректировки указанных документов.
Другими причинами необходимости проведения корректировки указанных документов является их несовершенство, выявленное в процессе их использования, а именно: функциональное и территориальное зонирование, границы зон, градостроительные регламенты, трассировка улично-дорожной сети и т.д. При этом указанное несовершенство документов обусловлено отсутствием практики по разработке и применению градостроительной документации в новых условиях, предложенных законодательством о градостроительной деятельности.
В этой связи в 2012 г. был заключен муниципальный контракт с ОАО "Российский институт градостроительства и инвестирования развития "Гипрогор" (г. Москва) на выполнение работ по корректировке Генерального плана и Правил землепользования и застройки муниципального образования город Тула. 28 августа 2013 г. институтом "Гипрогор" были завершены указанные работы. В рамках реализации Генерального плана разработаны и утверждены:
- проект планировки и проект межевания I Юго-Восточного микрорайона;
- проект планировки территории, расположенной с северной стороны Калужского шоссе между железнодорожными путями Москва - Харьков и проспектом Ленина.
В 2013 году за счет средств бюджета города в объеме 8,44 млн. рублей разработаны проекты планировок 5 магистральных улиц районного значения:
- продолжение ул. Ряжской, на участке от набережной реки Упы до Московского путепровода в Зареченском районе;
- улицы, связывающей Демидовский путепровод с Театральным проездом по северной стороне железнодорожных путей Плеханово - Узловая I, в Пролетарском районе;
- улицы, связывающей Одоевский путепровод по восточной стороне железнодорожных путей Москва - Харьков с Ивановским и Косогорским путепроводами, в Привокзальном и Центральном районах;
- улицы, связывающей ул. Верхняя Волоховская по ул. Генерала Маргелова в Привокзальном районе и по ул. Овражная с ул. Рязанская, в Центральном районе;
- улицы, связывающей ул. Демонстрации с Одоевским шоссе.
Начата разработка проекта планировки набережных реки Упы, в котором должны быть предусмотрены мероприятия по уточнению трассировок элементов улично-дорожной сети на территории, прилегающей к р. Упе на участке от Пролетарского путепровода до железнодорожного моста ниже по течению от устья реки Воронки.
За счет средств бюджета города в объеме 3,3 млн. рублей выполнены проекты линий градостроительного регулирования в пос. Октябрьский.
Проделана огромная работа по подготовке материалов для проведения аукциона по разработке сводного плана красных линий на всю территорию муниципального образования. Эту работу планируется завершить в 2014 году, в бюджете на эти цели предусмотрены ассигнования в размере 57 млн. рублей.
Одна из сложных тем Генплана - дорожно-транспортная инфраструктура. Проработана такая транспортная схема, которая позволит разгрузить город, при этом сохранить историческую специфику.
Впервые на Генплан нанесены водоохранные зоны по рекам Упа, Воронка и Тулица. Это позволит сохранить от застройки охраняемые федеральным законодательством зоны вдоль рек.
Доработанный проект был вынесен на публичные слушания, которые состоялись 9 апреля 2014 года. В адрес комиссии по подготовке и проведению публичных слушаний поступил ряд предложений. Все они направлены в управление градостроительства и архитектуры для детального изучения.

Строительство

В течение последних лет в градостроительной сфере Тулы накапливались проблемы, которые грозили кризисом городского развития. Среди них можно выделить как минимум четыре:
- большое количество аварийного и ветхого жилья;
- точечная застройка;
- доминирование торговых объектов над социальными;
- застройка исторического центра Тулы.
Выход из этой ситуации - в радикальном изменении градостроительной политики. В 2013 году продолжилась практика обсуждения нового строительства на Градостроительно-земельном совете при губернаторе Тульской области Владимире Сергеевиче Груздеве. По-прежнему приоритетной оставалась концепция развития целых микрорайонов, а не возведение одиночных многоэтажных домов в сложившихся зонах жилой застройки.
Подводя итоги ввода в эксплуатацию жилых домов в 2013 году, можно констатировать устойчивый рост в строительной отрасли. В 2013 году на территории муниципального образования город Тула построено и введено в эксплуатацию 252,7 тыс. кв. м жилья, из них:
- индивидуальные жилые дома - 90,5 тыс. кв. м;
- многоэтажные жилые дома - 162,2 тыс. кв. м.
Объемы почти в 2 раза превышают итоги 2012 года.
В 2013 году продолжилась реализация Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". В части программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда построено 5 жилых домов жилой площадью 5423 кв. м. Обеспечены жильем 98 семей, ликвидировано порядка 6 тыс. кв. м аварийного жилья (15 домов).
В декабре 2013 года в рамках программы переселения на 2013 - 2015 годы заключен муниципальный контракт с ЗАО "Внешстрой" на приобретение 389 жилых помещений, площадью более 20 тыс. кв. м.
В настоящее время начаты подготовительные работы для строительства 5 пятиэтажных домов в районе ул. Новоселов в пос. Скуратово Центрального района. Программой предусмотрено отселение 389 семей из 40 ветхих жилых домов площадью более 16 тыс. кв. м.
Финансирование, всего - 498,9 млн. руб., в том числе:
- средства Фонда - 277 млн. руб.;
- средства области - 221,9 млн. руб.
Для обеспечения жилых домов, предназначенных для переселения граждан из аварийного фонда, водоснабжением и канализованием муниципальное образование прошло конкурсный отбор и получило инвестиции Международного банка реконструкции и развития. По проекту МБРР и Минрегиона РФ "Реформирование жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" муниципальному образованию выделено 13,88 млн. долларов США.
В августе 2013 года в рамках данного проекта началось строительство сетей и сооружений, в сентябре 2014 года предполагается завершение работ.
Строительство сетей теплоснабжения, газоснабжения, наружного освещения, сетей энергоснабжения и автодороги к данной застройке будет вестись за счет городского бюджета. На эти цели в бюджете 2014 года предусмотрены ассигнования в размере 62,1 млн. рублей.
В 2013 году продолжены работы по газификации домов частного сектора. За счет средств бюджета города выполнена проектно-сметная документация газификации ул. Осташева, Пролетарская набережная, Чапаева, Пробная, К. Маркса, Плеханова, Тулицкий проезд, Ложевая, Гармонная (1,73 млн. рублей). В 2014 году в бюджете города предусмотрены ассигнования в сумме 15 млн. рублей на строительство сетей.
Также в 2013 году за счет средств бюджета города выполнено строительство газопровода для газификации жилых домов по ул. М. Гончары и ул. Курковая в Зареченском районе г. Тулы (3,03 млн. рублей).
В 2013 году решен вопрос по построенному газопроводу по улицам Декабристов, Патронная, Каракозова в Пролетарском районе г. Тулы, который приобретен в собственность муниципального образования, и в настоящее время ведутся работы по заключению договора на техническое обслуживание с ЗАО "Тулагоргаз". В результате более 80 домов Пролетарского района будут обеспечены газом.
В 2013 году продолжена работа по решению проблем 164 участников долевого строительства жилья на территории муниципального образования город Тула, пострадавших в результате недобросовестных действий КТ "Социальная инициатива и К". 82 обманутых соинвестора получили квартиры, и 14 человек получили денежные выплаты. В 2014 году планируется решить проблему остальных вкладчиков.

Исполнение бюджета

Главным инструментом реализации полномочий органов местного самоуправления в части проведения социальной, финансовой и инвестиционной политики является бюджет муниципального образования город Тула. Одним из важнейших направлений в деятельности Тульской городской Думы является, безусловно, принятие решений, связанных с утверждением основного финансового документа, а также со своевременным внесением в него всех необходимых изменений и дополнений.
В соответствии с решением Тульской городской Думы были сформированы и приняты параметры городского бюджета на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов. С учетом внесенных изменений доходная часть бюджета города на 2013 год утверждена в сумме 9751,8 млн. руб. По состоянию на 1 января 2014 года исполнение по доходам составило 9851,7 млн. руб., или 101,0% к годовому утвержденному плану.
Около 50% налоговых и неналоговых доходов бюджета 2013 года обеспечено поступлениями налога на доходы физических лиц, который составил 3294,4 млн. руб., или 99,6% к плану года. Темп роста поступлений указанного налога за 2013 год к поступлениям 2012 года (в условиях 2013 года) составил 110,6%, или на 315,4 млн. руб. больше, чем в 2012 году.
Исполнение по налоговым и неналоговым доходам составило 6584,5 млн. руб., или 102,3% к уточненному плану года. По сравнению с 2012 годом в доход бюджета поступило собственных доходов больше на 928 млн. руб., или на 16,4%.
Расходная часть бюджета города Тулы утверждена в сумме 10658,0 млн. руб., исполнение на 1 января 2014 года составило 9905,3 млн. руб., или 92,9% к годовому утвержденному плану.
Расходная часть бюджета города Тулы предусматривает выполнение расходных обязательств, определенных Федеральным законом № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
За 2013 год на финансирование отраслей социально-культурной сферы направлено 5446,9 млн. руб., или 97,9% к годовому плану, в т.ч. на расходы в сфере образования направлено 4931,5 млн. руб., или 98,2% к плану года.
На отрасли жилищно-коммунального хозяйства, дорожного хозяйства и транспорта за 2013 год направлено 2766,5 млн. руб., или 82,7% от плановых назначений года.
В 2013 году на содержание объектов благоустройства города направлено 582,6 млн. руб.
В составе расходов в жилищном и коммунальном хозяйстве на ремонт жилищного фонда и проведение ремонтно-восстановительных работ на коммунальных объектах направлено 167,4 млн. руб.
Осуществлены расходы по муниципальной адресной программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в городе Туле на 2012 - 2013 годы на сумму 34,4 млн. руб., в том числе 26,7 млн. руб. - за счет средств бюджета Тульской области и Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
На строительство многоэтажного жилого дома по ул. Серебровской в рамках муниципальной долгосрочной целевой программы "Обеспечение жилыми помещениями малоимущих граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и граждан, проживающих в домах, признанных непригодными для проживания, на 2013 - 2016 годы" из бюджета города выделены средства в сумме 49,8 млн. руб.
На ремонт трамвайных путей направлено 34,9 млн. руб., на приобретение автобусов, трамваев и троллейбуса - 245,1 млн. руб., в том числе 129,1 млн. руб. - за счет средств вышестоящих бюджетов.
Профинансированы расходы по ремонту и содержанию улично-дорожной сети на сумму 818,6 млн. руб., в том числе 65,2 млн. руб. - за счет средств вышестоящих бюджетов.
На оплату работ по капитальному ремонту и ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям направлено 44,5 млн. руб., в том числе 40,4 млн. руб. - за счет средств дорожного фонда Тульской области.
На реализацию муниципальных долгосрочных целевых программ за счет средств бюджета города по состоянию на 1 января 2014 направлено 1227,7 млн. руб., или 95,6% к плану года, ведомственных целевых программ развития - 153,6 млн. руб., или 97,4% к плану года, муниципальной адресной инвестиционной программы города Тулы - 373,1 млн. руб., или 95,8% к плану года.
На 1 января 2014 г. перечислено в бюджет Тульской области межбюджетных трансфертов в сумме 309,2 млн. руб.
При плановом размере дефицита бюджета города в размере 14,2% к объему доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений и поступлений по налогу на доходы физических лиц по дополнительному нормативу отчислений фактически дефицит составил 0,8%, или 53,6 млн. руб.
Величина муниципального долга по состоянию на 1 января 2014 г. составляет 1250,7 млн. руб., в том числе по коммерческим кредитам - 1150,0 млн. руб., по бюджетным кредитам - 100,7 млн. руб. Просроченные долговые обязательства в муниципальном образовании город Тула отсутствуют.
Просроченная кредиторская задолженность в муниципальном образовании город Тула по состоянию на 1 января 2014 г. отсутствует. Текущая кредиторская задолженность по состоянию на 1 января 2014 г. составила 178,7 млн. руб.
В течение 2013 года осуществлялся внутренний финансовый контроль за целевым и эффективным расходованием бюджетных средств. За отчетный период проведено 37 контрольных мероприятий, по результатам которых выявлено финансовых нарушений на общую сумму 16,1 млн. руб.
По фактам установления нецелевого использования бюджетных средств в муниципальных учреждениях составлены протоколы об административных правонарушениях, по результатам которых на руководителей учреждений наложено штрафов на общую сумму 0,2 млн. руб. Кроме того, на основании статьи 192 Трудового кодекса РФ приняты меры дисциплинарного взыскания к ряду работников муниципальных учреждений, допустивших финансовые нарушения.
По результатам мониторинга качества управления муниципальными финансами и платежеспособности муниципальных районов и городских округов Тульской области город Тула по итогам девяти месяцев 2013 года занимал первое место.
В 2014 году перед нами стоит ряд новых задач в области бюджетной политики. В их числе - создание условий для развития доходного потенциала территории, формирование благоприятных условий для развития бизнеса и содействие занятости населения, повышение эффективности бюджетных расходов, мониторинг финансового состояния крупнейших налогоплательщиков, расположенных на территории муниципалитета, повышение заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы и ряд других.
Выполняя стратегию Правительства Российской Федерации, существенно изменен подход к формированию бюджета. Начиная с 2014 года бюджет муниципального образования город Тула формируется по программно-целевому принципу. Такое планирование призвано повысить эффективность бюджетных расходов. Проделана огромная работа по определению целей, задач развития города, мероприятий для достижения намеченного. В течение 2014 года будет осуществляться мониторинг работы муниципальных программ и их совершенствование.

Социальная сфера

Стабилизация демографической ситуации, увеличение продолжительности жизни населения, обеспечение достойного качества жизни горожан - приоритетные направления деятельности органов местного самоуправления. В 2013 году бюджет муниципального образования город Тула сохранил социальную направленность. Мы в полной мере выполнили все взятые социальные обязательства.
Одно из важных направлений социальной политики - обеспечение жильем малоимущих граждан. Впервые в 2013 году мы приступили к строительству муниципального жилого дома по ул. Серебровской. В бюджете на 2013 и 2014 годы на строительство дома предусмотрены ассигнования в размере 249,1 млн. рублей. В 2013 году освоено 49,8 млн. рублей. Строительство 198-квартирного жилого дома общей площадью 7950 кв. м позволит решить проблему обеспечения жильем малоимущих граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся (на сегодняшний день на учете состоит 112 малоимущих семей). Сдача дома в эксплуатацию планируется в 2014 году.
Не менее важным считаю решение вопросов с обеспечением жильем молодых семей. В 2013 году свидетельства были вручены 115 молодым семьям, жилые помещения приобрели 82 молодые семьи, им перечислено 51,5 млн. руб., в том числе:
из федерального бюджета - 24,5 млн. руб.;
из областного бюджета - 0,6 млн. руб.;
из городского бюджета - 26,4 млн. руб.
Депутаты Тульской городской Думы поддержали инициативу губернатора Тульской области об оказании материальной помощи родителям при рождении детей. С 1 января 2013 года установлена единовременная выплата на первого и второго ребенка в размере двух тысяч рублей, при рождении третьего и каждого последующего - 25 тысяч рублей.
Следует подчеркнуть тот факт, что депутаты Тульской городской Думы не только учитывают интересы социально незащищенных граждан при формировании бюджета, но и вкладывают собственные средства и с подарками приезжают в детский дом, в школы-интернаты, в дом ветеранов, в семьи, попавшие в трудные жизненные ситуации.
Колоссальные бюджетные средства направлены на финансирование системы образования, отраслей социально-культурной сферы и спорта - 5 млн. 446,9 тыс. руб., что составляет более 60% средств.
Самой значительной по объему финансирования является статья расходов на образование - 4 млн. 931,5 тыс. руб.
По предложениям депутатов Тульской городской Думы сформирована программа "Развитие образования в городе Туле". Проведены ремонтные работы на 228 объектах на общую сумму 102 млн. 372,60 тыс. руб.
Подготовка учреждений образования к 2013/2014 учебному году проходила в условиях проведения модернизации системы образования. Выделено субсидий из федерального бюджета 34,508 млн. руб.: на приобретение учебников - 8,6 млн. руб., на закупку учебников для пилотных школ по введению ФГОС - 4,908 млн. руб.; на приобретение учебно-лабораторного оборудования для стажировочных площадок - 9,0 млн. руб.; на выполнение ремонтных работ - 12,0 млн. руб.
Общая потребность в учебниках на 2013/2014 учебный год составила 356307 единиц. На их приобретение в 2013 году было выделено 105 млн. 092,2 тыс. руб. Из бюджета Тульской области - 81 млн. 584,2 тыс. руб.; из федерального бюджета - 13 млн. 508,0 тыс. руб.; в рамках программы "Развитие общего и дополнительного образования в Тульской области на 2013 - 2016 гг." - 5 млн. руб.; из бюджета города Тулы - 5 млн. руб.
Все учащиеся общеобразовательных школ, подведомственных управлению образования администрации города Тулы, к началу 2013/2014 учебного года были обеспечены бесплатными учебниками.
В рамках реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Доступная среда на 2011 - 2015 годы", долгосрочной целевой программы Тульской области "Доступная среда на 2013 - 2015 годы" и ведомственной целевой программы развития "Развитие образования в городе Туле на 2013 - 2015 годы" в 2013 году проведены работы по организации доступной среды в четырех муниципальных общеобразовательных учреждениях: МБОУ - гимназии № 20, МБОУ - лицее № 2, МБОУСОШ № 71, МБОУСОШ № 57.
Вышеуказанными учреждениями были освоены 5 млн. 850 тысяч рублей для создания доступной среды для детей с ограниченными возможностями: установлены пандусы при входе в учреждения, осуществлен ремонт сантехнических кабин на первом этаже, приобретено специальное оборудование для сенсорной комнаты, спортивное оборудование и др.
В рамках реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Доступная среда на 2011 - 2015 годы", долгосрочной целевой программы Тульской области "Доступная среда на 2013 - 2015 годы" и муниципальной программы муниципального образования город Тула "Развитие образования на 2014 - 2020 годы" на 2014 год запланирована организация доступной среды на сумму 6 миллионов рублей в четырех муниципальных общеобразовательных учреждениях: МБОУ - лицее № 4, МБОУ - гимназии № 3, МБОУСОШ № 63, МБОУСОШ № 51.
В 2013 году для организации питания детей в дошкольных учреждениях было израсходовано 31,1 млн. руб. Расходы на питание в день на 1 воспитанника составили: 70 руб. - в общеразвивающих группах, 80 руб. - в круглосуточных, 90 руб. - в санаторных.
В 2013 году питание учащихся было организовано в 77 учреждениях образования, подведомственных управлению образования администрации города Тулы.
На организацию питания в школах израсходовано 116,6 млн. руб.: 74,57 млн. руб. - субвенции Тульской области (в том числе 15,4 млн. руб. на молоко и молочные продукты), 42,0 млн. руб. - бюджет муниципального образования город Тула. Горячим питанием обеспечивались следующие категории: учащиеся 1 - 5 кл. (завтрак); учащиеся 1 - 11 классов из многодетных семей (обед); дети-инвалиды, обучающиеся в 1 - 11 классах (обед); учащиеся 1 - 9 классов, посещающие ГПД, из малообеспеченных семей и семей, попавших в трудную жизненную ситуацию (обед); учащиеся 6 - 11 классов из малообеспеченных семей и семей, попавших в трудную жизненную ситуацию (завтрак). Стоимость завтрака - 25 рублей, обеда - 35 рублей. Детям-инвалидам, обучающимся на дому, предоставлялась замена горячего питания на сухие пайки. Все учащиеся 1 - 5 классов, а также учащиеся 6 - 9 классов из многодетных семей обеспечивались бесплатным молоком и молочными продуктами (23,82 руб. на человека в учебную неделю).
Городская Дума постоянно держит в поле зрения ход ликвидации очереди в детские дошкольные учреждения. Результатом программы развития сети детских садов в Туле станет полное исчезновение очередей к 2016 году.
Прежде всего была введена в действие электронная услуга "Электронный детский сад", которая четко выстраивает очередность на каждый учебный год и осуществляет электронное комплектование ежегодно с 1 августа. В течение всего года производится автоматическое доукомплектование на свободные места:
- более 3000 детей получили места после зачисления выпускников дошкольных учреждений в школы;
- 1241 ребенок зачислен за счет открытия 37 дополнительных групп в функционирующих дошкольных образовательных учреждениях;
- 2365 детей - за счет увеличения списочного состава воспитанников (дополнительные места) после введения в действие в мае 2013 года новых "Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях" СанПиН 2.4.1.3049-13;
- 372 ребенка зачислены в детские сады за счет доукомплектования вакантных мест до конца 2013 года.
При непосредственной поддержке губернатора Владимира Сергеевича Груздева и правительства Тульской области впервые за 16 лет началось строительство детских садов. На эти цели выделена значительная сумма из регионального и муниципального бюджетов - 612 млн. рублей. Был введен в эксплуатацию детский сад по ул. Хворостухина на 240 мест.
Таким образом, в течение августа - ноября 2013 г. была предоставлена возможность зачисления в образовательные учреждения более семи тысячам детей дошкольного возраста.
На 2014 г. очередь в дошкольные образовательные учреждения составляет более 6000 человек, ликвидация которой будет осуществляться аналогичными с 2013 годом мероприятиями:
- 340 дополнительных мест появятся в результате увеличения списочного состава воспитанников по всем возрастным группам;
- 3050 мест будут получены в связи с выпуском детей в школу.
В марте 2014 года состоялось открытие дошкольного образовательного учреждения № 22 по ул. Бондаренко. Здание детского сада было возвращено в систему образования, здесь проведены работы по реконструкции. Детский сад рассчитан на 190 мест.
Запланировано возвращение в систему дошкольного образования здания по ул. Калинина, что позволит обеспечить местами 80 человек. Продолжается реконструкция дошкольного учреждения № 139 на 220 мест.
Также в текущем году предусмотрены к сдаче четыре детских сада общим количеством 720 мест с объемом финансирования 315,9 млн. руб., том числе:
- детского сада по ул. Тульского Рабочего Полка в Советском районе г. Тулы на 120 мест. Строительство начато в I квартале 2014 г., окончание по муниципальному контракту - IV квартал 2014 г., стоимость строительства - 138,14 млн. руб.;
- МДОУ по ул. Поперечной в Привокзальном районе г. Тулы на 240 мест; строительство начато в 2013 г., окончание по муниципальному контракту - II квартал 2014 г., стоимость строительства - 183,03 млн. руб.;
- детского сада по ул. Ушинского в Пролетарском районе города Тулы на 240 мест. Строительство начато в 2013 г., окончание по муниципальному контракту - III квартал 2014 г., стоимость строительства - 189,5 млн. руб.;
- детского сада по 4-му проезду Мясново в Привокзальном районе г. Тулы на 120 мест. Строительство начато в 2013 г., окончание по муниципальному контракту - III квартал 2014 г., стоимость строительства - 123,4 млн. руб.
Также на 2014 год выделены средства на проектно-изыскательские работы в сумме 5,9 млн. руб. для строительства детского сада по ул. Серебровской в г. Туле на 140 мест. Стоимость строительства - 140,9 млн. руб. Срок окончания проектирования - апрель 2014 г.
Не менее важным остается развитие физкультуры и спорта. На территории города работают 11 спортивных школ, из них 2 областные и 9 муниципальных. Численность занимающихся в ДЮСШ и СДЮСШОР составляет 9300 человек по 30 видам спорта, из них 14 олимпийских. В муниципальных спортивных школах занимаются 94% от числа всех занимающихся в спортивных школах.
В 2013 году на территории муниципального образования город Тула было организовано и проведено 127 спортивных мероприятий по 33 видам спорта, в которых приняли участие 24755 человек. Уже стало традиционным проведение в рамках Дня города соревнований по велоспорту "Горный король", лыжероллерному спринту, уличному баскетболу, силовому экстриму "Сила Тулы", мотокроссу и другим видам спорта.
Третий год совместно с управлением образования проводятся муниципальные этапы всероссийских соревнований школьников "Президентские спортивные игры" и "Президентские спортивные состязания".
Ежегодно на территории города проводятся всероссийские массовые соревнования: "Лыжня России", спортивное ориентирование "Российский азимут", "Кросс наций", баскетбол "Оранжевый мяч", турниры по боксу класса "А" "Гран-при Тулы" и класса "Б".
Благодаря созданной федерации по тяжелой атлетике в прошедшем году после многолетнего перерыва возродились соревнования по тяжелой атлетике.
Успешно выступили сборные команды города Тулы в Международных играх детей в городе Уфе и в Канаде (г. Виндзор).
Особо необходимо отметить проведение эстафеты олимпийского огня на территории города Тулы. Десятки тысяч туляков были участниками этого грандиозного спортивного мероприятия.
Успехи тульских спортсменов на российском и международном уровне неоспоримы. В 2013 году 207 воспитанников муниципальных спортивных школ становились победителями и призерами международных и всероссийских соревнований. В 2013 году в спортивных школах "Восток" и № 6 были открыты новые отделения по четырем видам спорта: тяжелая атлетика, конькобежный спорт, эстетическая гимнастика и черлидинг.
В Паралимпийских играх в Лондоне принимали участие два тульских спортсмена-паралимпийца. В легкой атлетике Дмитрий Корнилов в беге на 1500 метров вошел в десятку лучших, а Владимир Федин стал бронзовым призером по борьбе дзюдо. Спортсменов готовили тульские тренеры.
Объективно Тула становится все более привлекательной для молодежи. Вкладываются значительные средства в модернизацию материально-технической базы учебных заведений, спортивных учреждений и строительство новых спортивных объектов.
Так, в октябре 2013 года капитально отремонтирован спортивный комплекс "Металлург" в Пролетарском районе.
На приобретенном в муниципальную собственность спорткомплексе Тульского оружейного завода были завершены восстановительные работы, в минувшем году он сдан в эксплуатацию.
На спорткомплексе поселка Косая Гора завершены работы по ремонту спортивных корпусов, уложено искусственное футбольное поле с подогревом и построены трибуны для зрителей на 1500 мест.
На сегодняшний день на территории города имеется 35 спортивных площадок с искусственными полями для мини-футбола и легкоатлетическими беговыми дорожками, универсальные спортивные площадки.
Готов к сдаче велогородок по ул. Луначарского для занятий воспитанников СДЮСШОР "Велоспорт".
Планомерная работа по развитию физической культуры и спорта будет продолжена и в 2014 году в рамках реализации соответствующей муниципальной программы, рассчитанной до 2020 года. Основными целями программы являются создание условий, обеспечивающих возможность и доступность различным категориям и возрастным группам населения для регулярных занятий физической культурой и спортом, повышение качества предоставления муниципальных услуг в сфере молодежной политики, дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта, содействие самореализации и социальной адаптации детей и молодежи.
Следует подчеркнуть, что многие депутаты Тульской городской Думы личным примером демонстрируют преимущества здорового образа жизни, ведут спортивные секции, поддерживают талантливых молодых людей и различные виды спорта.

Сфера ЖКХ

Одна из ключевых задач, стоящих перед нами, - обеспечение бесперебойной, устойчивой работы жилищно-коммунального комплекса, модернизация коммунальной инфраструктуры, благоустройство территорий, повышение качества предоставления коммунальных услуг.
В 2013 году в Туле был принят и реализован ряд программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
По областной депутатской программе по подготовке объектов жилищно-коммунального комплекса и социальной сферы для работы в зимних условиях 2013/2014 года выполнены 300 видов работ на 170 объектах на сумму 26,65 млн. руб.
В рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" за счет средств Фонда, областного и городского бюджетов и средств собственников помещений в 2013 году выполнен 41 вид работ на 33 многоквартирных домах на общую сумму 67,01 млн. рублей, в том числе по источникам:
- средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 31,63 млн. руб.;
- бюджет Тульской области - 19,00 млн. руб.;
- бюджет муниципального образования г. Тула - 6,33 млн. руб.;
- средства собственников помещений многоквартирных домов - 10,05 млн. руб.
По муниципальной долгосрочной целевой программе "Ремонт жилищного фонда в городе Туле" были выделены средства на общую сумму 102,67 млн. руб. Из них:
- выполнен капитальный ремонт общего имущества в 36 многоквартирных домах на сумму 16,5 млн. руб.;
- произведен капитальный ремонт муниципального жилищного фонда на 42 объектах на сумму 13,27 млн. руб. (в том числе установка поквартирных приборов учета).
В рамках реализации программы "Ремонт жилищного фонда и благоустройство придомовых территорий в городе Туле на 2013 год", сформированной традиционно по заявкам жителей, выполнены работы по ремонту кровель, балконов, козырьков над входами, утеплению стеновых панелей, герметизации панельных швов, ремонту фасадов, замене оконных блоков, наружному освещению; установлены детские, спортивные и хозяйственные площадки; произведено щебенение, асфальтирование, благоустройство придомовых территорий. Общий объем освоенных средств - 72,9 млн. руб.
Муниципальных средств на ремонт явно недостаточно. Новая возможность, предложенная на региональном уровне, - проект "Народный бюджет". Она позволит решить такие проблемы, как ремонт балконов, кровель, лифтов, инженерных сетей. Главное в данном проекте - непосредственное участие жителей в процессе, что позволяет значительно повысить ответственность за выполнение работ. Депутаты, опираясь на актив общественного самоуправления, включились в реализацию этого проекта на местах. Была проведена активная разъяснительная работа среди населения, и в итоге в "Народный бюджет-2014" прошли 146 заявок от города Тулы на общую сумму 206,902 млн. руб., том числе:
- по многоквартирным домам - 129 заявок на сумму 190,614 млн. руб.;
- по частному сектору - 16 заявок на сумму 15,988 млн. рублей;
- по учреждениям культуры и спорта - 1 заявка на сумму 0,3 млн. рублей.
В настоящее время ведется работа по разработке смет и проектов на выполнение работ в рамках реализации данного проекта. МУ "ГСЕЗ" подготовлено 167 дефектных актов, 101 смета на сумму 13,26 млн. рублей, подготовлено 22 проекта. Готова конкурсная документация по 15 объектам.
Ведется сбор средств населением. По состоянию на начало апреля 2014 года жителями собрано 26,29 млн. рублей, из них 100% средств собрано по 105 заявкам.
Масштабные ремонтные работы велись по асфальтированию придомовых территорий и проездов к ним.

В 2013 году в рамках муниципальной адресной программы "Комплексное благоустройство дворовых территорий муниципального образования город Тула в 2013 году" выполнены работы по благоустройству на 14 дворовых территориях на сумму 48,837 млн. руб.
В 2014 году планируется комплексно благоустроить 50 дворовых территорий. На сегодняшний день подготовлены сметы для ремонта первых 16 дворов (дворовые территории 39 домов). Во вторую часть программы войдут еще 34 дворовые территории. Всего же за три года планируется благоустроить 100 дворов.
В рамках муниципальной адресной программы "Капитальный ремонт, ремонт дворовых территорий МКД, проездов к дворовым территориям МКД муниципального образования город Тула" выполнены работы по ремонту асфальтового покрытия на 57 дворовых территориях МКД.
Еще один серьезный проект, который реализуется у нас в городе, - региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
25.12.2012 принят Федеральный закон № 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Жилищный кодекс Российской Федерации в том числе дополнен разделом IX "Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах", главой 17 которого определяются условия и порядок формирования фондов капитального ремонта региональным оператором, его деятельность.
Статьей 186 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что контроль за соответствием деятельности регионального оператора установленным требованиям осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

С 01.01.2014 в соответствии с Жилищным кодексом РФ и на основании Закона Тульской области от 27.06.2013 № 1958 "О регулировании отдельных правоотношений по вопросам проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тульской области" введена в действие региональная программа капитального ремонта.
В целях исполнения Постановления правительства Тульской области от 28.06.2013 № 308 "Об утверждении Порядка проведения мониторинга технического состояния МКД, расположенных на территории Тульской области" был проведен мониторинг технического состояния многоквартирных домов. По результатам работы составлены акты обследования технического состояния жилищного фонда.
В настоящее время подготовлена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по утвержденному Постановлению правительства Тульской области от 30.12.2013 № 840.
В региональную программу определены 2844 многоквартирных дома. В данный перечень не включены аварийные, ветхие, двухквартирные дома, блокированной застройки, 100% муниципальной собственности и дома, имеющие износ более 70%.
Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в МКД определена на основании Постановления правительства Тульской области от 10.09.2013 № 471 "Об утверждении Порядка применения критериев при определении очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме".
Согласно Постановлению правительства Тульской области от 22.10.2013 № 567 установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тульской области, уплачиваемого собственниками жилых (нежилых) помещений в таких многоквартирных домах на 2014 год, в размере:
- 5,0 руб. на квадратный метр общей площади помещения в месяц - для домов с этажностью до пяти этажей включительно;
- 6,0 руб. на квадратный метр общей площади помещения в месяц - для домов с этажностью от шести этажей и выше.
Собственники помещений в многоквартирном доме должны выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
- перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете;
- перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора;
- если не выбран способ формирования фонда капитального ремонта, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении дома на счете регионального оператора;
- ТСЖ и ЖСК, осуществляющие управление МКД, могут стать владельцами специального счета и принять решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета.
Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном настоящим Законом порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
В настоящее время проводятся разъяснительные встречи с населением с моим участием и участием депутатов Тульской городской Думы по вопросам формирования фонда капитального ремонта.
На мой взгляд, следует стимулировать жителей к более активному вовлечению в процесс решения вопросов местного значения. Необходимо поддерживать инициативу граждан, создавать инструменты, привлекающие жителей к этой работе. По итогам 2013 года в Туле создано 448 ТСЖ в 486 многоквартирных домах (в т.ч. 24 самостоятельно управляют 28 МКД). Стимулирование их деятельности осуществляется в том числе путем предоставления грантов.
Одной из эффективных форм общественного самоуправления являются Советы дома. Совет многоквартирного дома - это своего рода проводник между органами власти и жителями. Это постоянный представитель и защитник интересов жильцов. На сегодняшний день в Туле избрано 672 Совета. Выборы Совета - бремя ответственности собственников. Однако зачастую возникают определенные проблемы в проведении этих собраний. Я считаю, что в тех домах, где собственники инертно относятся к данным вопросам, инициировать собрания должен муниципалитет. В этом году в Туле будет проведено не менее 1200 собраний.

Благоустройство города


Если говорить о благоустройстве города в целом, следует акцентировать особое внимание на вопросах санитарного состояния городской территории. К сожалению, не все организации и предприятия ответственно и добросовестно относятся к поддержанию чистоты и порядка. Однако есть уверенность, что вступление в силу Закона Тульской области "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Тульской области" от 5 декабря 2013 года и внесение соответствующих изменений в Правила благоустройства города Тулы значительно повысят ответственность хозяйствующих субъектов и граждан за состояние прилегающих территорий.
Благоустройство города - это еще и вопрос качества уборки улиц. Выработана концепция по снижению затрат на работу предприятий, отвечающих за уборку и благоустройство городских территорий, - проведение соответствующих аукционов.
В 2013 году была проведена серьезная работа по паспортизации контейнерных площадок, в результате которой уточнены адреса месторасположения объектов, определены хозяйствующие субъекты, использующие данные контейнерные площадки, выявлены причины их переполнения. Технические паспорта оформлены на 249 контейнерных площадок.
В наиболее проблемных местах, где жители складируют мусор, были установлены 30 контейнерных площадок нового типа.
В 2013 году продолжилась реализация долгосрочной целевой программы "Обращение с твердыми бытовыми и промышленными отходами в Тульской области на 2012 - 2016 годы". В октябре 2013 года было заключено соглашение с министерством природных ресурсов и экологии Тульской области на выполнение работ по ликвидации накопленного экологического ущерба организации мест временного накопления твердых бытовых отходов в сумме 3 млн. руб. (пос. Косая Гора, у д. Судаково).
По 1-му этапу выполнены работы:
- отсыпана щебнем временная подъездная дорога;
- на площади размером 64009 кв. м произведено планирование территории, засыпанной мусором, механизированным способом и произведено уплотнение;
- произведено перемешивание грунта с мусором с последующим его уплотнением;
- отсыпаны откосы и ряд других мероприятий.
В 2014 году работа по данному направлению будет продолжена.

Дорожно-транспортная инфраструктура

Состояние дорожной сети - один из показателей уровня комфортности среды проживания. Второй год при активной поддержке регионального правительства реализуется масштабный ремонт дорог. Городской Думой был регламентирован порядок создания муниципального дорожного фонда.
В 2013 году на капитальный ремонт автомобильных дорог выделено 325614,3 тыс. рублей, из них средства бюджета города - 249360,8 тыс. рублей. Было отремонтировано 55 дорог общей площадью 685 тыс. кв. метров. В 2013 году произошло внедрение новых технологий ремонта дорожного покрытия - технология ЩМА. По данной технологии отремонтировано 25 участков дорог.
Одновременно велись работы по ямочному ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения. Отремонтировано 350 участков дорог общей площадью 52447,4 кв. м на сумму 24,961 млн. рублей. Из них: литой асфальтобетонной смесью - 8568,4 кв. м, методом пневмонабрызга - 43328 кв. м, горячей асфальтобетонной смесью - 551 кв. м.
Проведена масштабная работа по мощению тротуаров плиткой. Плитка была уложена на площади свыше 100 тыс. кв. м на 9 улицах: на площади Победы, проспекте Ленина, улицах 9 Мая, Фрунзе, Первомайская, Дм. Ульянова, Октябрьская и др. Такой способ благоустройства тротуаров зарекомендовал себя как более эстетичный и долговечный.
В текущем году работы по ремонту дорожной сети будут продолжены. Всего планируется отремонтировать более 80 участков дорог, на ремонтные работы выделено порядка 650 млн. рублей. Мощение тротуаров плиткой запланировано на площади 47640 кв. м.
В продолжение темы стоит отметить серьезные шаги по обновлению парка городского пассажирского транспорта. Увеличено количество подвижного состава с обновлением парка троллейбусов, автобусов, что позволило увеличить количество единиц техники и уменьшить интервал движения. Объем средств, выделенных по муниципальной долгосрочной целевой программе "Развитие городского транспорта общего пользования (кроме такси) в городе Туле", составил 37572,7 тыс. рублей. Разработана и утверждена муниципальная программа "Развитие транспорта и повышение безопасности дорожного движения на 2014 - 2020 годы".
Подчеркну, что новые трамваи, троллейбусы и автобусы, закупленные в 2013 году, отвечают всем современным требованиям и рассчитаны на использование маломобильными группами населения. Это одно из направлений долгосрочной программы по созданию доступной среды для туляков с ограниченными возможностями здоровья.
Также проведена корректировка расписания движения на самых востребованных направлениях. Открыт новый маршрут движения регулярных перевозок № 27А "Пос. Северный - ул. Металлистов", соединяющий жилой комплекс в районе ул. Еловая пос. Скуратовского с центром города.
Проведен капитальный ремонт трамвайных путей (угольника) с покрытием из широкополосных железобетонных плит на пересечении ул. Советская и ул. Оборонная, ул. Советская и Ф. Энгельса.
В 2013 году было установлено 115 новых дорожных знаков, демонтировано и заменено 28 дорожных знаков. По трассе Олимпийского огня в 2013 году были установлены ограждения на 13 перекрестках.
В 2013 году также проводились работы по замене остановочных павильонов и благоустройству остановочных площадок. В надлежащее состояние приведены 38 павильонов. В рамках реализации программы "Развитие городского транспорта, адаптация объектов транспортной инфраструктуры" был обустроен остановочный павильон на ул. Мира для маломобильных групп населения.

Инвестиционный климат

Одним из показателей устойчивого развития экономики является динамика инвестиций в основной капитал. В 2013 году проводился мониторинг инвестиционных проектов предприятиями и организациями города, реализация которых позволяет модернизировать производства, открывать новые объекты предпринимательской деятельности, создавать рабочие места. За 2013 год создано 4451 рабочее место, из них 826 высокопроизводительных рабочих мест, уровень заработной платы которых превышает размер среднемесячной заработной платы по виду деятельности по Тульской области. Из общего числа созданных рабочих мест 2577 рабочих мест создано на крупных и средних предприятиях.
В 2013 году завершены такие инвестиционные проекты, как:
- строительство автосалонов и авторизированных центров (ООО "Автоинвест", ООО "Арсенал-авто", ООО "Лаура-Тула", ОАО "ПКФ "Тулаавтосервис");
- строительство административно-офисных и административно-хозяйственных зданий (ООО "Бизнесхаус плюс", ООО "Перспектива", ЗАО "Ирбис-Т" и др.);
- строительство торговых центров и магазинов (ООО "Лакмин", ООО "Фирма Милан", ЗАО "ТД Перекресток", ЗАО "Тульский центральный рынок" и др.);
- строительство административного здания головного расчетно-кассового центра (ГРКЦ) в городе Туле (Центральный банк Российской Федерации (Банк России);
- реконструкция и модернизация производственных мощностей (ОАО "Пивоваренная компания Балтика - Балтика-Тула", ООО "ПКФ Автоматика", ООО "Профстрой", ОАО "Тульский кирпичный завод", ОАО "Тульский молочный комбинат", филиал "Тулэнерго" ОАО "МРСК Центра и Приволжья" и др.).
Следует отметить положительные тенденции в создании новых производств. В частности, ОАО "Тулаточмаш" реализовало проект создания производства печатных узлов методом поверхностного монтажа. Объем инвестиций составил 142 млн. рублей, при этом создано 25 новых рабочих мест. ООО "Металлопрокатный завод" в июле 2013 года запустило прокатное производство на промышленной площадке ОАО "Комбайнмашстрой". Объем инвестиций составил 750 млн. рублей. Проектом предусмотрено создание 280 новых рабочих мест при выходе на проектную мощность производства.
В будущем на территории города Тулы намечена реализация инвестиционных проектов по строительству новых и реконструкции имеющихся производств. ООО "Тулачермет-Сталь" планирует строительство сталеплавильного комплекса с объемом инвестиций 37500 млн. рублей и созданием 1300 новых рабочих мест. Производством предусматривается выпуск высококачественного сортового проката и листа (сляба) для трубопроводов. Предприятия ВПК Тулы (ОАО "КБ приборостроения", ОАО "НПО "Сплав", ОАО "НПО "Стрела" и др.) планируют осуществить модернизацию производства за счет федеральных целевых программам и собственных средств. Также продолжится реализация проектов строительства жилищных комплексов и многоэтажных жилых домов (ООО "Транзит", ООО "Юриск", ООО "Надежная компания", ООО "ИН-Групп", ООО "ХСЦ ТЗСМ", ОАО "АК Тулаагропромстрой" и др.).
Повышению инвестиционной привлекательности города способствовали мероприятия маркетингового характера, формирующие инвестиционный имидж города Тулы, среди которых участие в презентациях Тульской области, рейтингах инвестиционной привлекательности. В помощь инвестору издан инвестиционный паспорт муниципального образования город Тула, в котором отражены социально-экономические характеристики города, действующее инвестиционное законодательство в Тульской области и ряд полезной справочной информации.

Поддержка малого и среднего бизнеса

С каждым годом сектор малого и среднего предпринимательства занимает все более прочные позиции в экономике города. Развитие предпринимательства обеспечивает решение целого комплекса экономических и социальных задач на территории муниципального образования, в том числе формирование конкурентной среды, насыщение рынка товарами и услугами, обеспечение занятости населения, увеличение налоговых поступлений в бюджет муниципального образования город Тула.

В целях поддержки малого бизнеса, создания благоприятных условий для его развития в 2013 году продолжилась реализация муниципальной программы "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Тула на 2012 - 2015 гг.". На выполнение мероприятий программы в 2013 году предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 1711,1 тыс. руб. Кроме этого, были привлечены из вышестоящих бюджетов в размере 14260 тыс. руб. Из 15971,1 тыс. руб., запланированных в программе, освоено 15934,4 тыс. руб. Экономия составила 36,7 тыс. руб. Все мероприятия программы были выполнены в полном объеме. В рамках указанной программы финансовую поддержку получил 61 предприниматель.
Проведена активная работа по формированию положительного образа предпринимателя, популяризации роли предпринимательства посредством подготовки печатных материалов, освещения вопросов развития малого предпринимательства в средствах массовой информации. В 2013 году из бюджетов разных уровней на эти цели направлено 3 млн. руб.
Для продвижения тульских товаров на региональные и внешние рынки организованы и проведены выставочно-ярмарочные мероприятия и деловые миссии с участием субъектов малого и среднего предпринимательства.
Были предоставлены гранты начинающим субъектам малого предпринимательства - субсидии индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
С 2014 года предусмотрено создание нового направления субсидирования поддержки - поддержка народных промыслов.
В рамках организации внешнеэкономической деятельности в течение указанного периода проводилась работа по организации контактно-кооперационных связей между субъектами предпринимательства Республики Беларусь и города Тулы. 18 по 20 декабря 2013 года состоялась деловая миссия в город Могилев (Республика Беларусь), приуроченная к 15-летию побратимских отношений между нашими городами.

В течение 2013 года на территории муниципального образования продолжилась реализация Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства...". За подотчетный период поступило 85 обращений от арендаторов с просьбой о реализации преимущественного права покупки арендуемого имущества. По 84 обращениям получено заключение об отнесении арендаторов к субъектом малого и среднего предпринимательства.
Принято 67 постановлений о продаже имущества в порядке реализации Закона № 159-ФЗ. Заключен 61 договор купли-продажи, 58 зарегистрировано в УФРС. Принято 2 решения об утрате преимущественного права выкупа. В процессе реализации Закона № 159-ФЗ поступления платежей по договорам купли-продажи за 2013 составили 281 млн. руб.

Нормотворческая деятельность

Основное направление деятельности Тульской городской Думы - нормотворчество: создание в соответствии с федеральным и региональным законодательством современной правовой базы, позволяющей муниципалитету динамично развиваться, администрации города - эффективно решать текущие и стратегические задачи.
За отчетный период было проведено 13 заседаний Тульской городской Думы, принято 350 решений. Городская Дума ответственно и взвешенно подходит к каждому принимаемому решению. Все вопросы перед вынесением на Думу рассматриваются в пяти постоянных комиссиях.
Подчеркну, что все проекты муниципальных правовых актов публикуются на официальном сайте для широкого обсуждения. В целях обеспечения проведения независимой антикоррупционной экспертизы на сайте размещаются проекты нормативных правовых актов Думы.
В процессе разработки проектов нормативных правовых актов городская Дума осуществляет тесное взаимодействие с прокуратурой города и прокуратурой Тульской области. Сложился такой конструктивный механизм, как участие представителей прокуратуры в заседаниях постоянных комиссий и рабочих групп.

Взаимодействие с жителями, публичность и открытость

Главный принцип деятельности Тульской городской Думы - открытость и доступность. Решение вопросов местного значения невозможно представить без инициативы жителей. Важные решения мы принимаем с учетом мнения туляков. Эффективно работает институт публичных слушаний.
В 2013 году было проведено 30 публичных слушаний. На обсуждение жителей города выносился ряд ключевых вопросов, касающихся жизни областного центра:
- 24 из них были посвящены градостроительным вопросам - внесению изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки;
- 3 публичных слушания были организованы по вопросам внесения изменений в Устав муниципального образования город Тула;
- 2 раза на публичные обсуждения выносился вопрос, касающийся утверждения бюджета муниципального образования город Тула;
- публичные слушания, где обсуждался вопрос утверждения схемы теплоснабжения.
Убежден, все значимые для города-героя Тулы решения должны приниматься только после их обсуждения с городской общественностью. Нам нужно советоваться с людьми, опираться на их мнение и поддержку. Прямой открытый диалог с горожанами - один из значимых инструментов объединения общества, инструментов реальной демократии. Ведь только совместными усилиями можно найти тот баланс интересов, который обеспечивает развитие города и взаимопонимание власти и горожан.
Еще один важный шаг в обеспечении открытости органов власти - взаимодействие с общественными организациями. Органы местного самоуправления города Тулы активно взаимодействуют с органами территориального общественного самоуправления. В границах деятельности ТОС находится почти вся территория города, соответственно все туляки в той или иной степени являются членами ТОС.
По состоянию на 1 января 2014 года в Туле определены границы 107 территориальных общественных самоуправлений. В настоящее время деятельность осуществляют 104 председателя ТОС, 246 председателей уличных комитетов, 860 старших по домам. Всего в руководящих органах территориального общественного самоуправления работают более 1200 человек. Наша задача - повысить социальную активность и ответственность туляков, привлечь их к решению вопросов, касающихся управления домом, благоустройства придомовой территории и других вопросов в сфере жилищного хозяйства.
С 2013 года на основании принятого Тульской городской Думой решения изменилась система выплаты денежного поощрения активистам ТОС. Если до 2012 года сумма выплат составляла 1000 рублей два раза в год, то с 2013 года - по 500 рублей ежемесячно. Таким образом, годовой фонд оплаты возрос в 3 раза (с 2000 до 6000 рублей). А это дополнительный стимул.
Результатом совместной работы администрации города Тулы и Тульской городской Думы стало увеличение в 2013 году количества ТОСов в городе. Решением Тульской городской Думы определены границы территории деятельности на части Привокзального, Центрального, Зареченского районов. Увеличилось количество ТОС, зарегистрированных в качестве юридического лица. В настоящее время юридическую регистрацию имеют 12 ТОС, документы 3 ТОС находятся на регистрации в Управлении Министерства юстиции России по Тульской области. Руководителям территориального общественного самоуправления оказывается информационное, правовое и организационное содействие. В практику вошли регулярные встречи со старшими по домам.
Депутаты взаимодействуют с активистами на своих территориях. Совместно с комитетами ТОС организуют и проводят праздники двора, патриотические акции, спортивные мероприятия и субботники.
Тульская городская Дума активно сотрудничает с общественными объединениями города, представляющими творческий, интеллектуальный, научный, культурный потенциал и инициативы жителей, эффективно участвующих в социально-экономическом развитии города. На данный момент на территории Тулы зарегистрировано более 500 общественных объединений и организаций, из них активно работают порядка 150.
Всего в 2013 году в мероприятиях, проведенных при участии или по инициативе общественных организаций, приняли участие более 10000 человек.
Городская Дума поддерживает деятельность социально ориентированных общественных объединений. В частности, предоставляет муниципальные помещения в безвозмездное пользование. За отчетный период депутатами Тульской городской Думы были положительно рассмотрены вопросы о передаче в безвозмездное пользование 39 муниципальных жилых помещений. 15 из них были переданы общественным объединениям и организациям впервые, 24 - уже использовались на основании договора безвозмездного пользования. Общая площадь предоставленных помещений - 7,7 тыс. кв. м, сумма выпадающего дохода составила 10,5 млн. рублей.
При предоставлении муниципального помещения вошло в традицию приглашение руководителей данных общественных организаций для ознакомления с их деятельностью. В 2013 году нежилые муниципальные помещения были переданы в безвозмездное пользование таким общественным объединениям и организациям, как "Тульская областная федерация велоспорта", Общественная организация "Тульский региональный союз пенсионеров", Тульская региональная общественная организация содействия инвалидам детства с расстройствами аутистического спектра и их семьям "Маленькая страна - Мы есть!", Тульская региональная общественная организация "Православный центр духовного возрождения", Тульское региональное отделение общероссийской организации "Центр экологической политики и культуры" и другим.
Обозначенные выше меры поддержки способствуют развитию деловой и социальной активности горожан.
Системное информирование населения о деятельности Главы муниципального образования город Тула и Тульской городской Думы - важный аспект деятельности представительной власти. Для того чтобы сделать нормотворческий процесс максимально открытым и доступным, в 2013 году осуществлялось сотрудничество со всеми средствами массовой информации.
Информационная политика осуществляется в рамках концепции, разработанной отделом по взаимодействию со СМИ и общественностью аппарата Тульской городской Думы. В основу концепции положена идея о максимальной открытости представительного органа местного самоуправления города Тулы. Информация о работе Главы муниципального образования город Тула, депутатов Тульской городской Думы размещалась в печатных СМИ, на интернет-ресурсах, выходила в эфире региональных телеканалов, на радиостанциях города.
Одним из эффективных способов обеспечения доступа к информации является официальный сайт Тульской городской Думы. В 2013 году была продолжена работа по оптимизации работы официального интернет-ресурса. Обновлено большое количество разделов, созданы новые актуальные рубрики, представляющие интерес для всех туляков.
Работа с обращениями граждан занимает особое внимание в деятельности представительного органа власти. На сайте Тульской городской Думы опубликованы графики личного приема граждан Главой города и депутатами Тульской городской Думы. Работает электронная приемная. Обращения также поступали на электронную почту, по "телефону доверия", в Твиттер.
За 2013 год поступило порядка 600 обращений. Из них: 390 письменных обращений, 79 - в электронной форме, 105 заявителей обратились по "телефону доверия", 26 - на личном приеме Главы муниципального образования город Тула. Анализ обращений дает возможность получить оперативную информацию о проблемах жителей города, о качестве жизни горожан, организовать обратную связь с населением.
Большая часть обращений в 2013 году связана с вопросами ЖКХ: эксплуатация и ремонт квартир; оплата за жилищно-коммунальные услуги; теплоснабжение; благоустройство города; работа лифтового хозяйства; ремонт кровли, систем отопления, системы канализации; содержание общего имущества в многоквартирных домах; газификация и обеспечение баллонным газом; электроснабжение; качество коммунальных услуг; водоснабжение.
Наиболее актуальными в сфере социального обеспечения и социальной защиты населения были вопросы оказания материальной помощи малообеспеченным гражданам и гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.
Обращения по вопросам обеспечения жильем в основном касались переселения из ветхого жилья, постановки на учет на получение жилья; просьб о предоставлении отдельных квартир и улучшении жилищных условий.
За отчетный период по всем обращениям граждан были даны необходимые разъяснения и квалифицированные консультации по сути обращений или предоставлена информация о ходе рассмотрения обращений.
В 2013 году проводились регулярные встречи с туляками, представителями общественных организаций, студенчеством, бизнес-сообществом. Проводились личные приемы, встречи во дворах и коллективах предприятий.
Считаю, что в 2013 году нами проделана большая работа и достигнуты серьезные положительные результаты. Все это стало возможным благодаря совместной работе Тульской городской Думы и администрации города.
Выражаю слова благодарности губернатору Владимиру Сергеевичу Груздеву, правительству Тульской области за поддержку и конструктивное взаимодействие.
Благодарю своих заместителей, председателей постоянных комиссий Думы, главу администрации Евгения Васильевича Авилова, заместителей главы администрации города за ответственную, инициативную работу. Сотрудников аппарата Тульской городской Думы - за обеспечение деятельности представительного органа.
В 2014 году мы продолжим работу по приоритетным направлениям. Несмотря на имеющиеся сложности и проблемы, а их немало, у нашей Тулы хорошие перспективы и большое будущее.


------------------------------------------------------------------